Главная » 2014 » Ноябрь » 24 » Письмо одиннадцатикласснику перед итоговым сочинением
10:39
Письмо одиннадцатикласснику перед итоговым сочинением

3 декабря выпускникам российских школ предстоит в первом подходе писать итоговое сочинение в рамках выпускных экзаменов 2015 года. В случае незачета они смогут исправить результат 4 февраля и 6 мая. Для тех, кто хочет написать сочинение на «зачет» с первого раза, – советы опытного столичного педагога.

Ну, что, мой друг, приближается час «икс» - сочинение-допуск к ЕГЭ? Ты нервничаешь, пытаешься писать, мысли разбегаются, имена путаются, слова, знакомые с детства, почему-то не выстраиваются в нужном порядке и не создают нужный смысл? Странно… Язык родной, книжку в кратком изложении осилил. В чем же дело?

Сегодня я писала с 9-м классом замечательное изложение по К.И.Чуковскому (да-да, он был не только отцом «Мухи-Цокотухи»). И вот там им была высказана очень глубокая и правильная мысль: «Культура речи неотделима от общей культуры человека… Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Нужно повышать уровень собственной культуры, и тогда не придется искоренять ошибки в языке». Как же это верно! А вот теперь ответь честно сам себе: каков уровень твоего интеллекта? Как ты его развивал до сих пор?

«Ну, вот, - скажет мой собеседник, - мне сочинение писать, а она нотации читает. Не учите меня жить, лучше помогите…»

Ох, мой виртуальный друг, тебя учить уже поздновато, но, может быть, у тебя есть младшие друзья,  братишка или сестренка? Тогда посоветуй им обязательно читать книги. Открою тебе страшную тайну: чтение хороших книг, кроме развития интеллекта и речи, доставляет человеку ни с чем не сравнимое удовольствие. Ведь без книг ты проживешь одну жизнь, а с ними у тебя будет столько жизней, сколько героев встретятся тебе под обложкой. И еще один маленький секрет: не все книги занудны, даже из школьной программы. Неужели ты в детстве не читал, например, «Тома Сойера»? И что? Совсем не занудно, правда? Замечательных книг миллионы, и все они проходят мимо тебя. Если в определенном возрасте ты не прочитаешь их, твоя жизнь будет ограблена. Как прожить подростку без «Робинзона», без «Над пропастью во ржи»? А во взрослом возрасте ты это уже не прочитаешь. Объясни это младшим.

Ах, да, сочинение… Научить тебя писать в этой статье я точно не смогу, но могу дать несколько практических советов.

  1.  Выбери 2 блока тем из данных пяти. Если ты с ними не знаком, почитай формулировки на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Я для подготовки своего класса выбрала 2 блока: «Вопросы, заданные человечеству войной» и «Чем люди живы?» И в том, и в другом блоке речь идет о нравственных проблемах (т.е. проблемах, связанных с человеческой совестью или с ее отсутствием). И на войне, и в мирной жизни человек постоянно сталкивается с нравственным выбором. И от того, как он поступит, зависит иногда судьба человечества. Ведь люди живы любовью, милосердием (почти забытым у нас понятием!), честностью, достоинством, гордостью, честью, добротой…. Представь себе, если все эти понятия исчезнут из нашей жизни, что останется?
  2. Вспомни книги, которые ты прочитал. Русская классическая литература не бывает  без нравственных проблем, поэтому ты наверняка вспомнишь хоть одну, подходящую для 5 блока. А если она будет о войне, она наверняка подойдет к обеим темам.
  3. Будь внимателен к формулировке тем сочинений. Их тебе предложат пять: по одной из каждого блока. Вычлени для себя в каждой теме ключевые слова, подумай, какая тема тебе понятнее, к какой ты можешь подобрать литературу. Ключевые слова должны прозвучать у тебя и во вступлении, и в заключении, и уж конечно в основной части. Они помогут тебе не свернуть в сторону от темы (постоянно контролируй себя: «О том ли я пишу?»).
  4. Чтобы писать на сочинении «о том», почитай учебник литературы. Ты будешь приятно удивлен, сколько нужного и понятного ты там найдешь.
  5. Помни, что сочинение – это рассуждение на заданную тему, а значит, там должны быть и тезисы, и доказательства, и выводы. И не забывай о промежуточных выводах, иначе скатишься на обычный пересказ. Помни, что существует доказательство «от противного», как в математике.
  6. Кстати, о пересказе. Выпиши себе на лист А4 фамилии и инициалы авторов, названия книг, имена героев. Освежи в памяти сюжеты произведений. Вспомни, что крепость была Белогорской, а капитан Тушин отличился в Шенграбенском сражении. Это позволит тебе избежать фактических ошибок. Листочек внимательно прочитай, размножь и развесь по всей квартире: зрительную память еще никто не отменял.
  7. Пиши просто, но без сленга и просторечных выражений. Избегай красивостей: наверняка наделаешь речевых ошибок. Следи за логикой, правильно ли ты выстраиваешь свои доказательства и выводы.
  8. После написания черновика проверь его с карандашом в руках: выдели грамматические основы и обороты, проверь после этого, не потерял ли ты запятые. Не ставь запятую, если ты не можешь вспомнить правило для ее постановки. Лишние запятые - это такая же ошибка, как недостающие.
  9. Накануне сочинения ложись спать пораньше, не сиди допоздна ВКонтакте, положи в карман шоколадку на завтра.
  10. Помни, что твое сочинение будут сверять с интернетом и работами одноклассников. Не рискуй!

 

Ну, вот, собственно, и всё. Желаю тебе удачи. Три зачета из пяти ты наверняка сможешь получить, так что пиши спокойно и внимательно. Не уходи раньше времени, лучше проверь лишний раз работу. А в качестве бонуса за то, что ты дочитал моё письмо до конца, я могу предложить тебе сочинение на тему «Чем люди живы?», написанное мной.

 

Сочинение «Чем люди живы?»

Чем люди живы? А действительно, чем? Едой? Вкусными плюшками? Поджаристыми мамиными пирожками? Давайте пофантазируем, что станет с человечеством, которому в наследство от прежних  поколений  останутся только плюшки. А ничего не станет, потому что человечество исчезнет с лица земли. Как же так? Ведь пища и вода, столь необходимые  для выживания, останутся! Но «не хлебом единым жив человек». Как  можно существовать в страшном, злом, враждебном мире, в котором человек человеку волк? И что же может нас в нем спасти от неминуемой гибели? Я думаю, что спасение ходит совсем рядом. Оно в теплых маминых руках, с любовью гладящих нас на ночь. Оно в милосердном человеке, не бросившем ближнего в беде, поставившем интересы другого выше собственных. Оно, наконец, в твердой  вере, что «все люди добрые» и когда-нибудь «на земле настанет царство истины и справедливости». Классиков русской литературы всегда интересовала душа, ведь от того, что она вмещает в себя, зависит и судьба всего человечества. Так чем  же жив человек?

Вот в древнем Ершалаиме перед «свирепым чудовищем» Понтием Пилатом стоит Человек лет 27. Он избит, подвергнут пыткам за свои убеждения, но продолжает с любопытством  изучать «добрых людей», которые калечат друг друга, а его хотят убить. Для него грозный прокуратор Иудеи, всадник Золотое Копье - мучимый страшной гемикранией, несчастный одинокий человек,  жизнь которого «скудна». Скудна потому, что Пилат, обладающий невероятной властью, со всех сторон ограничен в своей свободе. Он боится сказать лишнее слово, боится потерять  должность и богатство, поэтому у него нет друзей, нет любимой, он боится даже секретаря и конвой. У него в душе в начале гениального романа, написанного Мастером в страшные годы сталинских репрессий, только страх, боль и ненависть. Они и порождают «самый страшный порок – трусость», когда один человек может пожертвовать жизнью другого ради собственной выгоды. Несвобода и трусость – этим живет великий игемон.

Бродячий философ Иешуа Га-Ноцри свободен абсолютно. Его свобода зиждется на убеждениях, от которых он не откажется даже перед лицом смерти, ведь «правду говорить легко и приятно». Он верит в царство Доброты, Милосердия, Истины и Справедливости. В этом царстве человек не будет нуждаться ни в какой власти, т.к. будет жить по совести. Иешуа не только верит в это, он поступает так, как велят ему его убеждения: излечивает своего палача от нестерпимой головной боли, жалеет предателя Иуду, просит дать попить Дисмасу, распятому на соседнем столбе, и, наконец, просит за своего Мастера. Он не может взять Мастера к себе в Свет, т.к., в отличие от своего героя, автор дрогнул, ему не хватило сил бороться за свои убеждения, за свой роман. Он отказался от него и сжег. Но, как известно, «рукописи не горят». Роман был прочитан, и Мастеру, по просьбе милосердного Иешуа, был дарован покой. Теперь он будет жить им. Он устал, разуверился, он хочет отдохнуть. Но в покой он ушел не один. Вместе с ним ушла та, что любила и страдала, гордая Маргарита.

Маргарита… Приехав в Москву посмотреть, как изменились москвичи, Воланд говорит о том, что это люди как люди: любят деньги, но и милосердие иногда стучится в их сердца. Иногда… Но ведь это москвичи пожалели болтуна Бенгальского, когда ему оторвали голову. Это москвичка Маргарита, даже став ведьмой и разгромив квартиру ненавистного критика Латунского, успокоила маленького мальчика, испуганного ее шумом. Это милосердная гордая Маргарита пожалела несчастную Фриду и подарила ей освобождение от вечных мук ценой, как она думала, встречи со своим Мастером. Маргарите не нужно было ничего: ни богатой, сытной жизни с хорошим, но нелюбимым мужем, ни жизни вообще, если рядом не было ее возлюбленного. Маргарита живет своей любовью, верностью, гордостью и милосердием. И если Мастер уходит в покой, Маргарита идет следом, хотя, на мой взгляд, она заслужила Свет. Но… Недаром она в тот день вышла из дома с тревожными желтыми цветами. Она нашла своего Мастера, а значит, свою жизнь.

Но что же случилось со «свирепым чудовищем» Пилатом после казни Иешуа? Муки совести и очищение этими муками. Двенадцать тысяч лун раскаяния за одно преступление искупают вину трусливого прокуратора, и он встречается с тем, о ком так долго мечтал. Наверное, за это время он понял, что невозможно скрыть кровавый подбой под чистым белым плащом. Понял, что друг рядом дороже всех сокровищ мира. Понял, что трусость – самый страшный порок, но раскаянья этот грех искупили. И теперь Пилат будет говорить с тем, о ком он так долго мечтал. Он будет счастлив этой дружбой.

Я закрываю мой любимый роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Я читаю его уже не в первый раз, но опять, перевернув последнюю страницу, я хочу вернуться к первой. Да, герои великого романа ушли, но остались москвичи, в чьи сердца стучится милосердие, остались читатели, понявшие, что трусость – самый страшный порок, запомнившие, что женщины должны любить и быть гордыми, а мужчины до конца должны оставаться верными своим убеждениям, что все люди добрые и что обязательно настанет царство истины и справедливости. Этим и жив человек.

Источник

Категория: новости сайта | Просмотров: 971 | Добавил: учитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  
  
Создать линейки на рабочий стол
Сайт Стренадко Елены Григорьевны © 2017. Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Наш сайт в каталоге stronglink.ru Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Союз образовательных сайтов