Главная » Статьи » ИКТ

Пирамида Блума (таксономия Блума, «ромашка» вопросов)

Таксономия Блума - это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень        направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды 

Блума лежат знания - понимания. Три высших уровне (анализ - синтез - оценивания)           обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня.

Таксономия Блума. Виды деятельности учителей и учащихся

Навыки мышления

Содержание

Деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Знания

Перевод и распознавание информации

Рассказывает, показывает, руководит, указывает

Слушают, запоминают, усваивают, учат наизусть, узнают, вспоминают, называют; цитируют, распознают (что-то уже знакомое ранее), регистрируют, относят к определенной категории

Понимание

Понимание предоставленной информации; пересказ собственными словами

Сверяет с правильным (правилом), сопоставляет, демонстрирует

Обсуждают, распознают, рассказывают, объясняют, делают сообщения, демонстрируют примеры

Использование

Использование концепций, идей в новых ситуациях

Наблюдает, обращает внимание, способствует, помогает, критикует

Используют, употребляют, рассчитывают, демонстрируют, инсценируют, рассматривают, проверяют, иллюстрируют, приводят примеры, толкуют, определяют соотношение, составляют перечень, описывают в общих чертах

Анализ

Разбиение информационных данных в связанные между собой части

Сопроводит, наставляет, помогает делать попытки, помогает с источниками информации

Анализируют, упорядочивают, систематизируют, сравнивают, устанавливают связи (между словами, частями целого), противопоставляют, различают, дифференцируют, выделяют части, выводят (выводы, последствия, и т.д.), упорядочивают, задают вопросы, определяют соотношение, отделяют, упорядочивают

Синтез

Объединение информационных данных для создания нового целого

Расширяет, оценивает, отражает, влияет

Приводят в систему, компонуют, соединяют, создают, проектируют, разрабатывают, придумывают, конструируют, создают (принципы, правила), объединяют в одно целое, укрупняют, придают завершенный вид, трансформируют, модифицируют, подправляют, систематизируют, приводят в рабочее состояние, перестраивают, перераспределяют, перерабатывают, сооружают, используют вместо чего-то, формулируют гипотезы

Оценивание

Определение ценности на основе критериев

Проясняет, вносит ясность, допускает, признает, согласовывает, приводит к согласию

Оценивают, расценивают, аргументируют, приводят доказательства, определяют (величину, ценность, польза, вред), отдают предпочтение; делают выбор, приводят в соответствие (требованиям, стандартам, критериям), делают выводы, убеждают, принимают решения, отстаивают, оправдывают (мероприятия, поступки, и т.д.), судят, приписывают (класс, ранг), становятся арбитрами, предусматривают, прогнозируют, распределяют места, предоставляют рекомендацию, подкрепить  доказательствами, свидетельствуют в пользу (чего-то/кого-то)

Например, можно предложить такие учебные задания в соответствии с уровней пирамиды       

Блума (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценивание) на содержательные вопросы:

что такое романтизм? что такое сонет?

РОМАНТИЗМ

Знания

воспроизведение или узнавания информации

Понимание

понимание и интерпретация

Использование

преобразование из одних условий в другие

Дайте определение романтизма.

Объясните, какие исторические события и личности повлияли на формирование романтизма?

Рассмотрите картину Е.Делакруа «Свобода на баррикадах». Докажите, что картина принадлежит к направлению романтизма.

Анализ

Идентифицировать части и установить соотношение

Синтез

Составить части вместе, чтобы сформировать единое целое

Оценивание

Выявить ценности или использовать уже известные критерии

Какие черты романтизма проявились в сказке Е.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»?

 Как вы думаете, был ли шанс у Цахеса стать Человеком?  Чтобы вы ему посоветовали?

Откуда, по-вашему, берутся Цахеси? В чем опасность  для общества?

СОНЕТ

Знания

воспроизведение или узнавания информации

Понимание

понимание и интерпретация

Использование

преобразование из одних условий в другие

Дайте определение сонета. Назовите формы сонета

Как возник сонет? Объясните значение слова.

Прочитать сонет Петрарки и Шекспира. Доказать, что эти произведения можно отнести к жанру сонета

Анализ

Идентифицировать части и установить соотношение

Синтез

Составить части вместе, чтобы сформировать единое целое

Оценивание

Выявить ценности или использовать уже известные критерии

Назовите особенности сонетов В.Шекспира. Проанализируйте один из них.

 Составьте презентацию «Венок шекспировских сонетов», используя полотна художников эпохи Возрождения

Сделайте вывод, почему поэты и в наше время обращаются к жанра сонета?

Известная т.н. «Ромашка» вопросов, основанная на таксономии Блума.

1) Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые нужно назвать некоторые факты, 

вспомнить и выдать информацию. их часто используют при традиционных формах контроля:

 на зачетах или текстах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

2) Уточняющие вопросы: часто начинаются со слов «Итак, ты говоришь, что...?», 

«Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, кажется, вы сказали о...?» 

Цель этих вопросов: предоставить человеку возможность обратной связи относительно сказанного. 

Иногда их ставят, чтобы получить информацию, которой нет в сообщении, но, которая ощутима. 

Очень важно спрашивать без негативной мимики. Можно продемонстрировать пример

 (поднять брови, широко раскрыть глаза): «Ты действительно думаешь, что...?»

3) Интерпретационные (пояснительные) вопросы. Часто начинаются со слова «Почему?». 

В некоторых ситуациях могут воспринимать негативно - как побуждение к оправдание.

 В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. 

«Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, 

оно с интерпретационного «переходит» в простое. Следовательно, этот тип вопроса срабатывает

 тогда, когда в ответе есть элемент самостоятельности.

4) Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элемент условности, 

прогноза, мы называем его творческим

5) Оценивающий вопрос. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, 

явлений, фактов. «Почему-то хорошо, а что плохо?», «Чем один урок отличается от другого?»

6) Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой,

 мы называем его практичным. «А как вы поступили бы на месте героя?.

Использование этой стратегии показывает, что ученики разного возраста (начиная с первого класса) 

понимают значение всех типов вопросов (могут привести примеры). При использовании

 «Ромашки вопросов» можно сохранить визуальное оформление. Детям нравится формировать

 вопросы по любой теме, записывая их на лепестки. Работая с учениками старшего возраста, 

можно оставить одну классификацию, тогда задача будет выглядеть таким образом: 

«Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному

 практическом и одном оценочном вопросу. Возможно, текст поможет нам ответить на них».




Источник: http://svitliteraturu.ucoz.ua/board/interaktivni_metodi/piramida_bluma_taksonomija_bluma_romashka_pitan/2-1-0-121
Категория: ИКТ | Добавил: учитель (21.03.2014) | Автор: учитель
Просмотров: 14509 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  
  
Создать линейки на рабочий стол
Сайт Стренадко Елены Григорьевны © 2018. Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Наш сайт в каталоге stronglink.ru Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов Союз образовательных сайтов